Образец графика учета времени водителя
График труда и отдыха водителей регламентирован законодательством. Они не должны работать больше установленного периода времени в день, неделю и месяц. Как составить расписание работы для того или иного сотрудника, когда удобнее установить суммированный учет, разберем в нашем материале.
Какие нормы учитывать при составлении графика работы водителей
В 2021 году вступают в силу новые правила, регулирующие продолжительность труда и отдыха работников, которые непосредственно управляют транспортными средствами. Нормативы устанавливаются не только Трудовым кодексом РФ, но и специализированными актами, разрабатываемыми Рострудом и Минтрансом.
Приказ Минтранса от 20.08.2004 № 15, регулировавший режимы рабочего времени и периодов отдыха водителей, утратил силу 1 января 2021 года (постановление Правительства от 26.10.2020 № 1742). Ему взамен принят приказ от 16.10.2020 № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей” (далее — Особенности).
Также с 1 января 2021 года вступает в силу приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”. Как видно из его названия, предъявляются новые требования к оформлению путевых листов.
При несоблюдении новых требований в графике работы водителей работодателю придется нести ответственность в соответствии со ст. 11.23 КоАП. Для компаний предусмотрен административный штраф в размере от 20 000 руб. до 50 000 руб. Для должностного лица штраф будет меньше и составит от 7 000 руб. до 10 000 руб.
Решения для сложных ситуаций в работе водителей В работе водителей бывают ситуации, когда сходу непонятно, как быть с оплатой. Это и время в пробках, и поездки на медосмотр, и работа в выходной. Ответы на пять самых злободневных вопросов смотрите в шпаргалке, которую подготовили вам в помощь эксперты журнала «Справочник кадровика». Смотреть шпаргалку с готовыми решениями
Образец графика работы водителей
В зависимости от потребностей работодателя, работнику может устанавливаться стандартная пятидневка с восьмичасовым рабочим днем или иной график, с учетом принятых законодательно нормативов.
Не забывайте, что, устанавливая водителю пятидневный график, в рабочее нужно включить и время, затрачиваемое сотрудником на ежедневный медицинский осмотр перед рейсом. А заканчивается рабочий день после постановки автомобиля на парковку вечером. Поэтому, если смена по трудовому договору начинается в 9:00, то в это время шофер начинает проходить осмотр и фактически сможет выехать в рейс не раньше 9:15.
Если требуется подача машины раньше, то и рабочий день удлиняется. Поэтому советуем оформлять таким сотрудникам суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ). При таком способе учета норма рабочего времени рассчитывается за учетный период, который превышает 1 неделю. Он применяется, когда нет возможности соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность трудового дня. Его разберем позже.
Нормальная продолжительность еженедельного труда составляет 40 часов. Такой норматив приведен в ч. 2 ст. 91 ТК РФ и в п. 5 Особенностей. График работы водителей грузовых автомобилей и другого транспорта может предусматривать разделение рабочего дня на части. Перерыв между частями смены устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы. Удобнее такое деление осуществлять при суммированном учете.
Заложите в график труда и отдыха водителей не только время обеда, но и периоды специализированных перерывов. Спецперерыв устанавливается шоферу после 4,5 часов управления автомобилем. Сам перерыв должен быть 45 минут.
Кадровики повышают квалификацию по новой программе Новая программа повышения квалификации Кадрового университета «Всероссийская аттестация специалистов по управлению персоналом – 2021» позволит кадровику быть в курсе последних изменений законодательства и практики по кадровым процедурам и документам. С помощью уроков вы усилите профессиональные компетенции и избежите штрафов. Программа подстраивается под вас! Вступительный тест выявит пробелы в ваших знаниях. По правильным ответам будет зачтена часть курсов и программа сократится. Пройти вступительный тест
График работы водителей при суммированном учете рабочего времени – образец
Максимальный учетный период при суммированном учете не может превышать трех месяцев (п. 5 Особенностей). Более длительный учетный период устанавливать запрещено. Прежняя максимальная продолжительность смены в 10 часов осталась неизменной. Шофер самостоятельно может увеличить это время для завершения поездки или для того, чтобы доехать до стоянки.
В графике работы водителя время труда за неделю не может превышать 56 часов, а за 2 недели – 90 часов. Также сохранено правило о недопустимости превышении 9 часов чистого управления автомобилем.
При суммированном учете продолжительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 11 часов вместо 12. Раньше 11 часов ежедневно отдыхали только на междугородных перевозках.
Согласно новым правилам, любой ежедневный отдых можно заменять еженедельным. Также увеличена длительность еженедельного отдыха до 45 часов. Поэтому график работы водителя, составляемый работодателем, должен соответствовать новым нормам.
Источник
Старые и новые требования к режиму труда и отдыха водителей
В редакцию журнала поступает много вопросов о порядке регулирования труда водителей, особенно в части определения режима рабочего времени. Мы подготовили подробный материал, в котором вы найдете основные правила и последние законодательные изменения.
Нормативная база
Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.
Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.
Методы учета рабочего времени
В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
- Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.
Рабочее время водителя
Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:
- специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
- время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
- время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
- стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
- простои, которые случились не по вине водителя;
- время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.
То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.
Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:
- время охраны груза — не менее 30 %;
- время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.
Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.
Период
Фактическое время
Рабочее время
8 часов 40 минут
Периоды труда и отдыха
Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.
Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:
— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);
— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);
- на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
- на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
- на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).
Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.
Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.
При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.
Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.
Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:
- Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
- Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
- Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.
Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.
Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.
График работы водителей и другие документы
Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.
Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.
Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале
Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.
Тахографы
Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:
— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;
— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).
Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.
2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.
3. Нарушение правил использования тахографа
От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,
от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха
Источник
Как учитывать время работы водителей по новым правилам
Если учреждение применяет суммированный учет рабочего времени для водителей, проверьте нормы, которые им установили. Как составить график сменности и проследить, чтобы сотрудники не находились за рулем больше положенного, расскажем в статье.
Какие требования теперь соблюдать учреждению и водителю
Водителю нельзя управлять автомобилем более 56 часов в неделю. Это ограничение Минтранс ввел в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей приказом от 03.05.2018 № 170. Неделей считайте период с 00.00 понедельника до 24.00 воскресенья. Если сотрудник работает две недели подряд, он не должен провести за рулем более 90 часов. Водителям учреждений здравоохранения и коммунальных служб по-прежнему можно установить продолжительность рабочей смены 12 часов, но управлять автомобилем из них разрешено не более девяти. Водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха не позже четырех часов после начала поездки. Минимальная продолжительность перерыва — 15 минут. Если затем он продолжит поездку, то должен отдыхать по 15 минут через каждые два часа. Раньше эта норма действовала только при междугородных перевозках, а теперь стала универсальной. Если водитель сам решит не делать перерывы, учреждение не накажут. По новым правилам ответственность лежит на работнике.
Положение № 15 больше не распространяется на водителей, которые обслуживают пожарные и аварийно-спасательные автомобили. Для них учреждение само устанавливает правила. При этом необходимо соблюдать нормы Трудового кодексаи положения коллективного договора, а также учитывать мнение профсоюза.
Что входит в рабочее время водителей
Рабочее время водителя — это не только часы, когда он управляет автомобилем (ст. 91 ТК). К нему, в частности, относятся периоды, когда водитель:
- делает специальные перерывы для отдыха в пути и на конечных пунктах;
- работает перед выездом на линию и после возвращения;
- проходит медосмотр перед выездом на линию и после возвращения;
- охраняет грузы и автомобиль во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при междугородных перевозках, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором;
- присутствует на рабочем месте, пока автомобилем управляет напарник.
Включайте в рабочее время водителя простои не по его вине. Если автомобиль пришлось чинить без разборки механизмов, это время тоже рабочее. Учитывайте время, которое ушло на регулировочные работы в полевых условиях, когда водитель не мог получить техническую помощь. А также время на стоянках в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, использования специальных автомобилей.
Определить, соблюдает ли водитель режим рабочего времени и отдыха, можно по путевым листам. В них водитель отражает дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки.
Водитель ставит в путевых листах отметки о рабочем времени, времени управления автомобилем. Данные вносит по показаниям тахографа. Если этих сведений нет, то при проверке работодателя могут привлечь к административной ответственности.
Где фиксировать данные о работе водителей
Режим работы сотрудников учреждение устанавливает в правилах трудового распорядка. Для водителей создают отдельный внутренний документ и прописывают особенности режима в трудовом договоре. Если в связи с новыми лимитами вам придется скорректировать продолжительность смены и время управления автомобилем, внесите эти изменения в трудовой договор. Также не забудьте указать новую обязанность водителя — вовремя делать перерывы при управлении автомобилем.
Информацию о рабочем времени водителей отражайте в табеле, графиках работы или сменности. Графики сменности водителей должны быть готовы не позднее чем за месяц до начала очередного учетного периода. Составляйте графики на весь учетный период.
Новый порядок учета рабочего времени не повлиял на расчет зарплаты водителей при суммированном учете. Бухгалтер по зарплате, как и прежде, должен оплатить количество рабочих часов, которое табельщик отразил по конкретному водителю.
Проверьте график сменности и при необходимости пересмотрите его, чтобы водители не перерабатывали.
Пример. Что учесть в графике в связи с новыми ограничениями.
Михаил Галдин и Сергей Силкин работают в ГУ «Здравоохранение» водителями. При норме восемь часов их смена составляет 12 часов, что для медицинских учреждений допустимо. Первый и последний рабочий день месяца смена длится восемь часов. Учетный период — один месяц.
Учреждение работает по субботам и воскресеньям, поэтому работники совершают рейсы и в эти дни. Водитель проводит за рулем не более девяти часов за рабочую смену. Норма часов в июле — 176. Для Галдина и Силкина максимальное количество смен в неделю — шесть. Максимальное количество рабочих часов в неделю — 72 (12 ч × 6 дн.). Управлять автомобилем можно не дольше 54 часов в неделю (9 ч × 6 смен). Если водитель выбрал этот лимит, то на следующей неделе он может находиться за рулем не более 36 часов (90 — 54).
Как выглядит график сменности водителей, смотрите в образце.
Образец. График сменности водителей
Сведения об общем рабочем времени в табеле не должны противоречить информации в путевых листах.
Если данные не сходятся, вы не сможете определить, сколько фактически работал водитель, и правильно посчитать ему зарплату.
Кого и как накажут за нарушения в режиме водителей
За нарушение режима труда и отдыха водитель может получить штраф от 1000 до 3000 руб. (ст. 11.23 КоАП). Но сотрудника нельзя привлечь к ответственности, если он работает один и без устройства, которое фиксирует смену периодов работы и отдыха. Учреждение вправе наложить на водителя дисциплинарное взыскание, только если подтвердит факт нарушения режима труда и отдыха данными тахографа.
Если виноват работодатель, инспектор вынесет предупреждение или выпишет штраф должностному лицу на сумму от 1000 до 5000 руб. Штраф для учреждения — от 30 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП).
Источник
Рабочее время водителей
Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности. Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.
Положение о рабочем времени водителей
При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года. Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России. Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.
Ненормированный рабочий день для водителей
Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:
- сменный режим работы;
- деление рабочего дня на части;
- ненормированный рабочий день.
Сменная работа — работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.
Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части. Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.
Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:
- водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
- водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.
Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).
С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.
Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.
Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.
График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто. Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля. С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2016 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.
График работы для личного водителя
Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.
Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:
- требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
- труд водителя не поддается точному учету по времени;
- работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
- рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.
Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.
Приказ об утверждении рабочего времени водителей
Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня
Источник
График работы водителей по Трудовому Кодексу
Работа, связанная с движением транспортных средств, занимает особое место среди прочих, так как отличается высоким уровнем опасности. Профессия водителя, как ни одна другая, требует повышенного внимания и концентрации при исполнении обязанностей.
Подобная работа имеет разъездной характер. Вследствие совокупности этих факторов для водителей разработан особый график работы, направленный на максимальную безопасность перевозчика и пассажиров.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :
Законодательное регулирование
В настоящий момент вопрос о режиме труда и отдыха за рулём нормируется и контролируется очень жестко. Для того, чтобы контролировать режим работы за рулём, транспортное средство обязательно оснащается тахографом.
Невыполнение данного требования собственниками транспортных средств и руководителями предприятий приводит к начислению штрафов и прочих взысканий. Однако практика показывает, что достоверными и актуальными знаниями того, как именно регулируется время работы и перерывов, владеют далеко не все сотрудники – и, что ещё печальнее, работодатели.
Основной документ, в котором прописаны основные нюансы касательно данного вопроса, утверждён Минтрансом России (Приказ № 15 от 20.08.2004г.). При составлении графиков работы водителей следует учитывать все законодательные моменты.
Водитель должен еще и соответствовать профстандарту. Подробнее об этом в этой статье.
Время работы
Итоговый объём времени работы не ограничивается количеством часов, проведённых исключительно за рулём.
Он складывается из таких составных частей, как:
- Собственно управление автомобилем или автобусом;
- Регламентированные перерывы на отдых;
- Организация работ по подготовке к рейсу и окончанию транспортировки. Для дальних расстояний в расчёт также берётся время, затраченное в транзитной точке;
- Время, отведённое для прохождения предрейсовой медицинской комиссии;
- Простой под грузовыми и пассажирскими операциями (погрузка-выгрузка, посадка-высадка);
- Простои – в случае, если они имели место по обстоятельствам, не зависящим от работника;
- Время, затраченное на устранение неисправностей автомобиля в пути следования (если устранялись в пути без разборки механизма);
- При осуществлении дальних поездок, когда перевозку производят два водителя – время, проведённое не за рулём;
- Время, которое понадобилось на охрану груза в точках следования;
- Прочие моменты, прописанные в нормативных актах.
Некоторые элементы из вышеперечисленных могут оплачиваться в неполном размере – при трудоустройстве нужно обращать внимание на договор. Так, время, необходимое на охрану груза, допускается оплачивать лишь на 30%. Возможна также оплата лишь на 50 % при отсутствии управления на работе транспортом.
Обратите внимание! Бывают недобросовестные работодатели, которые требуют совмещать регламентированные перерывы на отдых со временем, отведённым для обеденного приёма пищи. Данное требование абсолютно незаконно!
Виды учёта
В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:
- Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
- Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).
При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза.
Сколько часов в день может работать водитель, понятно из таблицы (кликабельно):
При суммированном учёте времени допускается отрабатывать максимум 10 часов в день. В определённых исключительных случаях это число может увеличиваться до 12:
- Водителям, которые заняты на пассажирских перевозках в городе или пригороде;
- Водителям, которые заняты на дальних расстояниях – для того, чтобы организовать возможность добраться до места отдыха.
Обязательный момент – количество отработанных часов за две недели в сумме должно уложиться в норму 90 часов.
Важно! При увеличении часов времени работы долю времени, проведённого за рулём, допустимо увеличить не больше, чем до 10 часов два раза в неделю.
Режим отдыха
Время, отведённое на отдых, складывается из таких частей, как:
- Перерыв для приёма пищи – обычно выделяется в процессе смены в удобное время и может длиться до 2 часов. В случае, когда время работы за день более 8 часов, таких перерывов может быть и два – главное, чтобы их общая длительность была от 30 минут до 2 часов.
- Междусменный отдых – минимальное время такого отдыха должно превышать время рабочей смены в 2 раза.
- Выходные дни – должны занимать не менее 42 часов непосредственно перед междусменным отдыхом или после него.
Обратите внимание! При ежедневном учёте времени выходной составляет 57 часов.
В выходные дни допускается выход водителя на работу в некоторых ситуациях с его согласия, которое подтверждается письменно.
Посмотрите видео о нормировании графика водителей:
Виды графиков
График может делиться на такие виды, как:
- Сменный. Сотрудники выходят в смену на основании разработанных заранее графиков, утверждённых работодателем – они составляются каждый месяц. Для дальних рейсов, когда вернуться из поездки за период, отраженный в графике невозможно, работнику даётся задание по выполнению нормативов на время в дороге и стоянки.
- Разрывной. Вводится тогда, когда интенсивность перевозок на протяжении дня неравномерна. Сменное время делится на несколько частей для того, чтобы в сумме оно укладывалось в регламентированные рамки без переработки. Первый перерыв во время такой смены может быть не раньше, чем через 4 часа с момента начала смены.
- Ненормированный. При таком режиме сотрудник может привлекаться к работе по мере необходимости. Для такого графика зачастую характерен суммированный учёт времени.
В ситуациях, когда есть необходимость находиться в поездке больше 12 часов, в смену заступают два работника. Транспортное средство при этом требуется оснастить местом для сна.
Сотрудникам, занятым на пассажирских перевозках по городу или пригороду, может устанавливаться разрывной график работы при условии их согласия. При этом перерыв организуется в специальном месте отдыха.
Для дальнобойщиков и водителей, обслуживающих пассажирский транспорт дальнего следования целесообразнее всего применять суммированный учёт при сменном виде графика работы.
Посмотрите, сколько часов в день должен ехать дальнобойщик по тахографу:
Водители городского и пригородного транспорта обычно работают по сменному или разрывному графику в зависимости от напряженности и специфики работы – учёт времени при этом удобно вести ежедневный.
Для водителей легковых автомобилей и работников с категорией С, занятых служебными перевозками, зачастую применяется ненормированный рабочий день и суммированный учёт времени.
Образец графика сменности водителей на несколько месяцев (кликабельно):
Расчётное время труда и отдыха водителей находится на строгом контроле и должно исчисляться в полном соответствии с действующей нормативной документацией.
Для контроля соблюдения условий и требуется применять тахографы, которыми обязательно должны быть оборудованы грузовые автомобили, числящиеся за физическим или юридическим лицом, осуществляющим перевозку.
За несоблюдение режима труда предусмотрены взыскания в виде административных штрафов. Сумма их может варьироваться от 1 000 рублей до 3 000 рублей.
Данный порядок не используется по отношению к владельцам личных автомобилей, но, хотя в таком случае штрафов за слишком долгое нахождение за рулём не начисляется, следует помнить – отдых во время поездки обязателен! Чрезмерное утомление водителя за рулём может повлечь за собой опасные ситуации на дороге и привести к дорожно-транспортным происшествиям.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно !
Источник