Образец заполнения бланков итогового сочинения 2020 2021
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
ФГБНУ «ФИПИ» 6 и 7 октября 2020 г. проведены вебинары по теме «Актуальные вопросы обучения написанию сочинения: эффективные методики; опыт субъектов Российской Федерации; использование результатов анализа итогового сочинения» для учителей русского языка и литературы (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации); для учителей обществознания, истории, иностранных языков (смотреть запись; скачать запись; скачать презентации). Вебинары позволят познакомиться с некоторыми выводами и закономерностями, сформулированными по итогам проведения статистического и содержательного анализа итогового сочинения 2019/20 года, а также с методическими приемами обучения написанию связного текста, которые могут быть использованы на уроках по гуманитарным предметам.
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.
Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/15 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512
Согласно указанному Порядку к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
На 2019—2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:
1. «Война и мир» — к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019−2020 учебного года
В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового сочинения. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты для изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Время написания итогового сочинения (изложения) — 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Изложение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019—2020 учебный год
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019—2020 уч.г.
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:
Источник
Памятка для выпускников к итоговому сочинению | опубликовано 13.12.2020
учебно-методический материал по литературе (11 класс)
Памятка поможет выпускнику 2020-2021 года написать итоговое сочинение и получить «зачёт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_vypusknikov_k_itogovomu_sochineniyu.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для выпускников при подготовке к итоговому сочинению 2020-2021?
Коротко о композиции и структуре итогового сочинения 2020-2021г.
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизничеловека; ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Подробнее о вступлении
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что. », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли. » и т. д., тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
- Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок). Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Подробнее о заключении
4 способа закончить сочинение:
Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. . Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Список направлений тем итогового сочинения 2021 Направление «Забвению не подлежит»
- Направление «Я и другие»
- Направление «Время перемен»
- Направление «Разговор с собой»
- Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Важное примечание про итоговое 2021
Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Источник
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
Все бланки сочинения (изложения) заполняются гелевыми или капиллярными ручками с чернилами черного цвета.
Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества). Если у ученика нет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить это поле пустым, прочерки делать не нужно!
Что нельзя делать при заполнении бланков?
- делать в полях бланков, вне полей бланков какие-либо записи и (или) пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
- использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо гелевой или капиллярной ручки с чернилами черного цвета, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесенной в бланки информации (корректор, ластик и др.).
Поле «Количество бланков записи» заполняет член комиссии в присутствии ученика, когда ученик сдает работу.
Заполнение бланков записи
Бланки записи, в том числе выданные дополнительно, предназначены для написания итогового сочинения (изложения). Возможны два варианта печати бланков записи: односторонний и двусторонний.
Комплект участника содержит один двусторонний бланк записи при двусторонней печати или два односторонних бланка записи при односторонней печати. Допускаются и четырёхстраничные комплекты бланков. Обычно печатаются комплекты из двух двусторонних или четырех односторонних бланков.
Если у ученика двусторонний бланк записи, то при недостатке места на лицевой стороне бланка записи ученик может продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой стороны запись «смотри на обороте». Дополнительный бланк записи можно попросить у члена комиссии.
Если у ученика односторонний бланк записи, то при недостатке места можно продолжить записи на следующем бланке записи из комплекта, а в случае нехватки места и на нем — на дополнительном бланке записи, который нужно попросить у члена комиссии.
Если ученик не может завершить работу по состоянию здоровья или другим объективным причинам, он может покинуть место проведения итогового сочинения (изложения). В подобном случае члены комиссии должны составить «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» (форма ИС-08), внести соответствующую отметку еще в одну форму (ИС-05), а ученик должен поставить свою подпись в указанной форме. В бланке регистрации ученика нужно внести отметку «Х» в поле «Не закончил» для учета при организации проверки и для последующего допуска к повторной сдаче в дополнительные сроки. Отметка в поле «Не закончил» должна быть подтверждена подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
Если ученик нарушил правила проведения государственной итоговой аттестации, он удаляется с итогового сочинения (изложения). Член комиссии составляет «Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)» (форма ИС-09), вносит соответствующую отметку еще в одну ведомость (форма ИС-05), в которой ученик должен расписаться. В бланке регистрации ученика необходимо внести отметку «Х» в поле «Удален». Отметка в поле «Удален» должна быть подтверждена подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
Источник
PADEJ.RU Занимательный русский язык
ТОТ, КТО ЗАДАЕТ ВОПРОС, РИСКУЕТ НА ПЯТЬ МИНУТ ПРОСЛЫТЬ ГЛУПЦОМ. ТОТ, КТО НЕ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, ОСТАНЕТСЯ ГЛУПЦОМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ. ВЕРБЕР.
Рубрика: ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2020-2021
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2020-2021
Итоговое сочинение по литературе 2020-2021. Направления и темы
Забвению не подлежит «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Кто управляет настоящим, тот управляет прошлым» Дж. Оруэлл Как Вы понимаете высказывание Рэя Брэдбери: «Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе»? Читать дальше …
Счастье — награда свободному человеку
Счастье — награда свободному человеку Что такое счастье? Мимолётное состояние? Может ли оно быть перманентным? Конечно, о счастье мечтают все. Каждый хочет быть счастливым, но не каждый умеет быть счастливым. На мой взгляд, счастье – это состояние души. Это качество Читать дальше …
Требования к оформлению сочинений
1. Тема сочинения записывается без кавычек. Исключения составляют те темы, названия которых представляют собой цитату. 2. Эпиграф записывается в правой стороне листа, в кавычки не заключается. Фамилия автора строк, взятых эпиграфом, записывается строкой ниже и не заключается в скобки. Читать дальше …
Шаблон итогового сочинения по литературе
I. Вступление. Вступление представляет собой пролог к остальному сочинению. Не следует писать пространные вступления. Оно должно быть кратким, раскрывающим суть сочинения. Объём – 50-70 слов. Сочинение легче начинать с вопроса. Что такое внутренняя свобода? Раскрываем понятие, даём комментарий. Четко отвечаем Читать дальше …
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ в 2020-2021 учебном году
Итоговое сочинение в качестве допуска к ЕГЭ было впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у учащихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою точку зрения с опорой на произведения отечественной и мировой Читать дальше …
ОБРАЗЕЦ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В чем причины измен и предательств? Что такое верность? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Это совокупность качеств, которые человек проявляет в той или иной ситуации. Мне кажется, что слово «верность» чем-то похоже на глагол «вернуть». Ведь мы платим Читать дальше …
Источник
PADEJ.RU Занимательный русский язык
ТОТ, КТО ЗАДАЕТ ВОПРОС, РИСКУЕТ НА ПЯТЬ МИНУТ ПРОСЛЫТЬ ГЛУПЦОМ. ТОТ, КТО НЕ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, ОСТАНЕТСЯ ГЛУПЦОМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ. ВЕРБЕР.
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКОВ ОТВЕТОВ РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ 2020
Правила заполнения бланков ОГЭ 2020 года
№1. Чёрная гелевая ручка.
№2. Строгое следование образцу! Неаккуратное и нечёткое написание букв и цифр приведёт к их неверному распознанию.
№3. Заполняем поля с первой клетки!
№4.Замена ошибочного варианта. Нельзя пользоваться замазкой и ластиками для исправления ответа. Исправить неверный ответ можно в полях для замены ошибочных ответов. Первые две клетки поля замены предназначены для записи номера задания, ответ на который вы хотите исправить. Запишите номер задания, а после тире правильный ответ.
№5. Пишите каждый символ в одной клетке, без пробелов и запятых. Перед записью ответа внимательно прочитайте в инструкции к заданию в КИМ что от вас требуется: написание цифр или слов.
№6. Не выходите за рамки бланка №2.
№7. Не делайте никаких лишних знаков, даже точек, в поле или вне поля бланка!
ЭТО ВАЖНО! Заполнение бланка №1 по русскому языку начинается не с первого поля, а со второго, так как ответ на первое задание пишется в бланке №2.
ЭТО ВАЖНО! В каждом поле ответа всего по 17 клеточек. Согласно ФИПИ в том случае, когда в ответе больше 17 символов и они не помещаются в каждую клеточку по одной, нужно записать ответ, не обращая внимания на клеточки. То есть не обрывать свой ответ, а вмещать его в поле. Главное писать разборчиво, так, чтобы символы в ответе не соприкасались друг с другом.
Источник