Заявление конкурсного управляющего об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве
Ситуация, при которой применимо Заявление конкурсного управляющего об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:
В случае наличия о должника (физического или юридического лица) признаков банкротства должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник или бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий или об оплате труда, обладают правом обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. При принятии решения о признании Должника банкротом и об открытии конкурсного производства Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, которым может быть только гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — СРО) — это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Законодательство дает право лицу, назначенному в качестве Конкурсного управляющего, отказаться от возложенных на него судом обязанностей в деле о банкротстве. Причиной освобождения от исполнения обязанностей может быть как выход из членов СРО, так и другие личные обстоятельства. Для освобождении от исполнения возложенных обязанностей Конкурсному управляющему необходимо обратиться в Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с соответствующим Заявлением.
Стороны Заявления об освобождении от исполнения обязанностей Конкурсного управляющего:
Конкурсный управляющий — лицо, назначенное судом в случае введения в отношении Должника процедуры конкурсного производства.
Арбитражный суд — суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержание Заявления об освобождении от исполнения обязанностей Конкурсного управляющего:
реквизиты судебного органа (наименование и адрес);
реквизиты судебного дела о банкротстве;
информация об участвующих в деле лицах и их данные;
дата признания несостоятельности (банкротства) должника и начала конкурсного производства;
указание СРО, членом которого является Конкурсный управляющий;
ссылки на нормы действующего законодательства, предусматривающие право на передачу в суд заявления об освобождении от выполнения обязательств в деле о несостоятельности;
просьба об освобождении от исполнения обязанностей Конкурсного управляющего;
дата составления Заявления и подпись Конкурсного управляющего.
Заявление об освобождении от исполнения обязанностей Конкурсного управляющего регулируется:
Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
Источник
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа: Постановление № А32-13580/2007 от 30.03.2010
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., при участии от уполномоченного органа — инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края — Захаровой М.В. (доверенность от 28.05.2009), в отсутствие конкурсного управляющего Кайдашова И.Г. и других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края на постановление П ятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 (судьи Шимбарева Н.В., Винокур И.Г., Гиданкина А.В.) по делу N А32-13580/2007, установил следующее.
В деле о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Славянская семеноводческая станция" Кайдашов И.Г. 09.06.2009 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с ходатайством об освобождении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего по состоянию здоровья.
6 июля 2009 года ФНС России в лице ИФНС России по г . Славянску-на-Кубани Краснодарского края (далее — уполномоченный орган, инспекция) обратилась в тот же суд с жалобой на действия конкурсного управляющего Кайдашова И.Г. и просила отстранить его от исполнения обязанностей.
Определением от 21.07.2009 суд объединил рассмотрение названных ходатайств.
Определением от 12.10.2009 суд удовлетворил жалобу инспекции на действия конкурсного управляющего и отстранил Кайдашова И.Г. от исполнения данных обязанностей. Конкурсным управляющим должника утверждена Бабич И.С. Производство по рассмотрению ходатайства Кайдашова И.Г. об освобождении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего прекращено . Суд счел доказанными доводы инспекции о ненадлежащем исполнении Кайдашовым И.Г. обязанностей конкурсного управляющего.
Постановлением П ятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 отменено определение в части отстранения Кайдашова И.Г. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего и прекращения производства по рассмотрению его ходатайства об освобождении от исполнения названных обязанностей. Действия Кайдашова И.Г. по реализации имущества должника в виде соглашения об отступном признаны незаконными. Кайдашов И.Г. освобожден от исполнения обязанностей по его заявлению. В удовлетворении заявления инспекц ии о е го отстранении от исполнения обязанностей отказано. В остальной части определение оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что в силу статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве) заявление конкурсного управляющего об освобождении от обязанностей подлежало рассмотрению в месячный срок; лицо не может быть без его воли принуждено осуществлять названные обязанности .
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление и оставить без изменения определение. По мнению заявителя, в связи с удовлетворением жалобы кредитора на ненадлежащее исполнение обязанностей конкурсным управляющим последний подлежит отстранению от исполнения обязанностей независимо от его заявления об освобождении от их исполнения. Ходатайства кредитора и конкурсного управляющего правомерно объединены; отстранение от исполнения обязанностей в данном случае является мерой ответственности за допущенные Кайдашовым И.Г. нарушения. Отменой определения в части отстранения конкурсного управляющего от исполнения обязанностей суд освободил его от ответственности за совершенные неправомерные действия.
В отзывах на жалобу конкурсный управляющий должника Бабич И.С. и Кайдашов И.Г. отклонили доводы жалобы.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя уполномоченного органа, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление проверяется судом кассационной инстанции только в обжалуемой части.
Суды установили, что Кайдашов И.Г. ненадлежаще исполнял обязанности конкурсного управляющего ОАО "Славянская семеноводческая станция", в данной части судебные акты не обжалованы.
Вместе с тем апелляционный суд правильно пришел к выводу о том, что ходатайство Кайдашова И.Г. об освобождении его от обязанностей подлежит удовлетворению независимо от ненадлежащего исполнения им данных обязанностей.
Конкурсный управляющий Кайдашов И.Г. обратился 09.06.2009 в арбитражный суд с заявлением об освобождении его от исполнения обязанностей.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 144 Закона о банкротстве конкурсный управляющий по заявлению об освобождении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего и в иных предусмотренных федеральным законом случаях может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей. Возможность понуждения к осуществлению обязанностей конкурсного управляющего должника помимо его воли Закон о банкротстве не предусматривает.
Таким образом, если в арбитражный суд поступило заявление арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей, понуждение арбитражного управляющего на осуществление соответствующих функций помимо его воли не допускается.
Согласно пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.05.2006 N 108 "О некоторых вопросах, связанных с назначением, освобождением и отстранением арбитражных управляющих в делах о банкротстве" заявление арбитражного управляющего о его освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего рассматривается в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве.
В силу названной нормы закона заявление подлежит рассмотрению не позднее чем через месяц с даты получения . Закон о банкротстве не ограничивает возможность рассмотрения данного заявления в случае поступления ходатайства кредитора об отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей. Последующее поступление ходатайства кредитора об отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей не изменяет указанного месячного срока. В спорном случае срок рассмотрения заявления Кайдашова И.Г. истекал 09.07.2009 и основания для отказа в его удовлетворении по мотивам будущего рассмотрения ходатайства кредитора об отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей отсутствовали.
Апелляционный суд также обоснованно указал, что наличие у кредитора права на возмещение причиненных действиями конкурсного управляющего убытков не зависит от освобождения управляющего от исполнения обязанностей по его заявлению.
При изложенных обстоятельствах инспекция не обосновала нарушение ее прав постановлением в обжалуемой части.
Основания для отмены или изменения постановления в обжалуемой части не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление П ятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу N А32-13580/2007 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Источник
Образец заявления об освобождении финансового управляющего от обязанностей
Одним из способов замены арбитражного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия является добровольное сложение им полномочий и назначение судом нового управляющего. Ряд правил такой замены установлен ст. 24, 45, 60 в главе "Общие положения" Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"1. Нормы, регулирующие данный вопрос, содержатся также в главах Закона "Финансовое оздоровление", "Внешнее управление", "Конкурсное производство" (ст. 83, 97, 144), а вот глава "Наблюдение" обходит его вниманием.
Регулирование замены арбитражного управляющего в Законе о банкротстве имеет определенные пробелы, что создает проблемы не только для процедуры наблюдения, но и других процедур банкротства. Об этих проблемах и возможных путях их разрешения и пойдет речь в данной статье.
Изучение ст. 83, 97, 144 Закона показывает, что для финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства предусмотрены одинаковые правила освобождения арбитражного управляющего в случае его добровольной отставки, которые сводятся к следующему. Арбитражный управляющий подает в суд заявление об освобождении его от исполнения обязанностей. Своим определением суд может удовлетворить заявление управляющего. Такое определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Освобожденный от исполнения обязанностей арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему. В отношении назначения нового управляющего ст. 83, 97, 144 Закона о банкротстве содержат ссылку на ст. 45 "Порядок утверждения арбитражного управляющего".
Теперь перейдем к вопросам, возникающим по причине отсутствия в главе "Наблюдение" правил замены временного управляющего. Рассмотрим вопрос о самой возможности добровольной отставки временного управляющего. Основанием для сомнения служит то обстоятельство, что в главе "Наблюдение", в отличие от глав "Финансовое оздоровление", "Внешнее управление", "Конкурсное производство", об этом не говорится ни слова.
Сгласно ст. 24 "Права и обязанности арбитражного управляющего" арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Эта статья расположена в главе "Общие положения" и, значит, как имеющая общий характер, должна применяться во всех процедурах банкротства. Из этого следует, что принципиально Закон закрепляет возможность отставки временного управляющего по собственному желанию. Если такая возможность существует, то в каком порядке должно осуществляться освобождение? Отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в главе "Наблюдение" создает необходимость применения общих правил.
Статья 60 Закона устанавливает общие правила для рассмотрения любых заявлений, ходатайств арбитражных управляющих. Поэтому рассмотрение заявления арбитражного управляющего о добровольной отставке подлежит регулированию именно этой статьей с учетом специальных норм отдельных глав Закона, а также нормами АПК РФ, устанавливающими правила проведения судебного заседания (ст. 154, 155 и др.):
рассмотрение заявления арбитражного управляющего осуществляется судьей единолично;
вопрос должен быть рассмотрен не позднее чем через месяц с даты получения заявления управляющего;
в судебном заседании ведется протокол;
по результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего выносится определение.
Подробнее стоит остановиться на проблемах, вызванных тем, что добровольная отставка временного управляющего регулируется только нормами общих положений Закона в отличие от отставки других арбитражных управляющих.
1. В ст. 60 Закона не сказано о моменте исполнения определения суда. Зато согласно ст. 83, 97, 144 определение об освобождении соответственно административного, внешнего, конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению.
Отсутствие подобного указания в главе "Наблюдение" приводит к необходимости применения общего правила арбитражного процессуального законодательства. Такое правило установлено ст. 187 АПК РФ "Исполнение определения": определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом2. Из этого можно заключить, что у суда есть возможность отсрочить срок исполнения определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего. Это абсолютно нелогично, так как смысл освобождения управляющего от исполнения обязанностей заключается в реальном исключении возможности управляющего реализовывать права и обязанности, закрепленные за ним Законом. Представляется, что в данном вопросе в процедуре наблюдения регулирование должно быть таким же, как при других процедурах банкротства.
2. В. ст. 83, 97, 144 Закона установлено, что определение об освобождении административного, внешнего, конкурсного управляющего от исполнения обязанностей может быть обжаловано. Такое указание обязывает применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ, где установлено, что определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
Таким образом, имеется возможность апелляционного обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей административного, внешнего, конкурсного управляющего со специальным, десятидневным сроком обжалования, а затем и обжалования в кассационном порядке.
Отсутствие в главе "Наблюдение" указания на возможность обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего приводит к необходимости применять общую норму абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона, где предусмотрено, что определение, вынесенное по заявлению арбитражного управляющего, может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Законом.
Порядок пересмотра определений, вынесенных в деле о банкротстве, регулируется в общем виде ст. 61 Закона. Эта статья допускает только два варианта обжалования определений. Для определений, касающихся установления размеров требований кредиторов, обжалование осуществляется в соответствии с АПК РФ (п. 2 ст. 61 Закона), то есть по ст. 223 АПК РФ. Для иных определений арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, обжалование осуществляется только в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня принятия определения (п. 3 ст. 61 Закона)3.
Норма абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона требует применения порядка, установленного именно Законом о банкротстве. Однако Закон в отношении рассматриваемых определений не устанавливает никакого порядка обжалования. Это, конечно, не позволяет делать вывод о том, что Закон не закрепляет в принципе возможность обжалования: Закон отсылает к другим своим нормам, которые, к сожалению, отсутствуют, что создает некоторую неопределенность в рассматриваемом вопросе.
Представляется, что в отношении определения об освобождении временного управляющего от исполнения обязанностей в связи с добровольной отставкой нужно применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ несмотря на указание ст. 60 Закона об обжаловании в порядке, предусмотренном самим Законом. Обоснованием такого вывода служит следующее обстоятельство. Только закрепление в Законе порядка и сроков обжалования определения, вынесенного по ст. 60 Закона о банкротстве, можно признать установлением в Законе особенностей, которые исключали бы применение правил ч. 3 ст. 223 АПК РФ, — ведь согласно п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом. Таким образом, поскольку особенностей обжалования определения, вынесенного по ст. 60, Закон не установил, применению подлежит АПК РФ.
Существующая неопределенность была бы снята включением в главу "Наблюдение" нормы, аналогичной содержащейся в главах, которые регулируют другие процедуры банкротства, которая закрепляла бы возможность обжалования определения, что автоматически влекло бы применение ст. 223 АПК РФ.
3. Отсутствие в данной главе указания на обязанность освобожденного временного управляющего обеспечить передачу документации, печатей, ценностей вновь утвержденному управляющему может привести к соответствующим злоупотреблениям и серьезным неблагоприятным последствиям для процедуры банкротства предприятия в целом. Поэтому, по моему мнению, необходимо дополнить главу "Наблюдение" нормой, аналогичной тем, что содержатся в ст. 83, 97, 144 Закона.
Представляется, что в Законе о банкротстве недостаточно полно урегулировано добровольное сложение полномочий управляющим в других процедурах банкротства.
В ст. 60 Закона ничего не сказано о лицах, которые должны быть извещены о заседании по рассмотрению заявлений, ходатайств арбитражного управляющего. Нет и какой-либо иной статьи общего характера, которая определяла бы, какие лица должны быть извещены о судебном заседании по делу о банкротстве.
В отсутствие специальных норм Закона должны применяться нормы АПК РФ (ч. 1 ст. 223). О любом судебном заседании извещаются лица, участвующие в деле (ч. 1 ст. 153). Следовательно, и о заседании по вопросу об освобождении арбитражного управляющего необходимо извещать лиц, участвующих в деле о банкротстве. Данный вывод косвенно подтверждается также следующим. О судебном извещении Закон упоминает всего в шести статьях — ст. 42, 48, 69, 88, 158, 165. Анализ этих статей показывает, что указание на необходимость судебного извещения связано, как правило, с ситуациями, когда в перечне лиц, подлежащих извещению, названы не только те, которые согласно ст. 34 Закона являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Следовательно, Закон умалчивает о том, какие лица должны быть извещены о заседании, именно тогда, когда извещаться должны только лица, участвующие в деле (ст. 34).
Нельзя не отметить пробелы в регулировании порядка назначения нового арбитражного управляющего. Статьи 83, 97, 144 Закона по этому вопросу дают лишь ссылку на ст. 45, устанавливающую общий порядок утверждения арбитражного управляющего. Глава "Наблюдение" и такой ссылки не содержит, но вопрос о том, применяется ли ст. 45 Закона для утверждения временного управляющего, не должен возникать, ибо статья эта имеет общий характер, соответственно применяется и в наблюдении. Чтобы снять возможные вопросы, желательно главу "Наблюдение" дополнить ссылкой на указанную статью.
Однако само по себе применение ст. 45 не решает всех проблем, поскольку эта статья, как, впрочем, и другие статьи Закона, не определяет, возможно ли временное, до назначения нового арбитражного управляющего, исполнение обязанностей освобожденным управляющим, нет упоминания и о сроках назначения нового управляющего.
Если попытаться ответить на поставленные вопросы, первое, на что следует обратить внимание, — отсутствие в Законе фигуры "временно действующего арбитражного управляющего" наподобие "временных исполнительных органов", которые предусмотрены ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах". Из этого можно сделать заключение об отсутствии законной возможности назначения временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего. Данный вывод подтверждается и рядом статей Закона.
Так, содержание ст. 24 "Права и обязанности арбитражного управляющего" и ст. 34 "Лица, участвующие в деле о банкротстве" позволяет сделать вывод о том, что проводить процедуры банкротства может только законно утвержденный судом арбитражный управляющий. Например, согласно п. 3 ст. 24 арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право: созывать собрание кредиторов, комитет кредиторов и т. д. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 20 Закона только утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих. А утвержден арбитражный управляющий может быть только в порядке ст. 45 Закона.
Лишь в исчерпывающем перечне случаев Закон прямо говорит о временном исполнении обязанностей арбитражным управляющим, а именно в ст. 75, 83, 123. И все эти ситуации связаны с переходом из одной процедуры банкротства в другую. Например, согласно п. 3 ст. 123 в случае, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.
Но в отношении случаев освобождения арбитражных управляющих от исполнения обязанностей Закон не предусматривает возможности временно возложить исполнение обязанностей на освобожденного арбитражного управляющего или на какое-либо иное лицо. Следовательно, можно сделать вывод о том, что освобождение арбитражного управляющего предполагает одновременно его замену на нового управляющего.
Данный вывод подтверждается также следующим.
Во-первых, в соответствии со ст. 83, 97, 144 Закона определение об освобождении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению. Странно было бы при существовании такого требования признать основанной на законе возможность для арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей, продолжать работу на предприятии-должнике в качестве арбитражного управляющего. В процедуре финансового оздоровления это противоречило бы также п. 2 ст. 83 Закона, согласно которому административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом4.
Во-вторых, согласно требованиям ст. 83, 97, 144 Закона освобожденный арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему5.
Если при освобождении арбитражного управляющего не происходит назначение нового, возникает вопрос: кому же должен передавать документацию освобожденный управляющий?
Логичным представляется следующий вывод: в заседании необходимо рассматривать два вопроса одновременно: об освобождении арбитражного управляющего, и о назначении нового. В таком случае следует предположить, что после принятия заявления арбитражного управляющего о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей суд должен направить запрос в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о предоставлении списка кандидатов управляющих. Затем нужно назначить заседание по рассмотрению вопросов об освобождении действующего и назначении нового арбитражного управляющего. При определении даты заседания суду необходимо учесть, что согласно п. 3 ст. 45 Закона саморегулируемой организации предоставлен пятидневный срок для ответа на запрос суда. Потребуется также разумное время на получение списка этой организации должником и представителем собрания кредиторов и на то, чтобы как должник, так и представитель собрания кредиторов воспользовались своим правом на отвод одного из кандидатов, указанных в списке.
Если же на дату заседания отсутствует возможность рассмотрения обоих вопросов, заседание, полагаю, должно быть отложено. Косвенное подтверждение этому выводу также можно найти в Законе. В соответствии с п. 3 ст. 49 в случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. Данная статья Закона регулирует вопросы введения наблюдения. Разумность процитированного правила не вызывает сомнений: ясно, что при отсутствии лица, ответственного за вводимую процедуру, процедура не может быть введена по той простой причине, что ею некому заведовать.
Аналогичная логика, полагаю, может быть применена к вопросу о замене управляющего. Как уже было отмечено, Закон исключает возможность продолжения работы арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей. Следовательно, если в момент вынесения соответствующего определения нет кандидата на назначение, отсутствует лицо, которое приступило бы к управлению на предприятии-должнике. Представляется, что данная ситуация аналогична описанной. Именно поэтому в случае отсутствия кандидата на должность нового арбитражного управляющего заседание по рассмотрению вопроса об освобождении действующего управляющего должно быть отложено6.
Изложенный вывод основан исключительно на анализе норм действующего Закона о банкротстве и означает лишь то, что неправомерно назначение "временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего" в случае освобождения от исполнения обязанностей управляющего в связи с его добровольной отставкой.
По моему мнению, в зависимости от конкретных обстоятельств дела можно было бы признать разумным временное возложение обязанностей арбитражного управляющего на освобожденного определением суда управляющего (в отличие от случая с отстранением арбитражного управляющего). Однако для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Закон.
Отсутствие в Законе статьи, устанавливающей порядок освобождения от исполнения обязанностей и назначения нового временного управляющего, а также статей общего характера, исчерпывающим образом регулирующих порядок замены арбитражного управляющего во всех процедурах банкротства, следует признать упущением законодателя. Думается, что данный пробел во избежание сложностей на практике необходимо как можно скорее восполнить.
Источник
Когда банкротство не освободит гражданина от долгов
Одним из последствий завершения процедуры банкротства физлица является освобождение такого гражданина от исполнения обязательств после реализации его имущества и распределения полученных средств между кредиторами.
В то же время, исходя из общего правила о недопустимости извлечения выгоды из недобросовестного поведения, гражданин–должник, действовавший неправомерно в ходе дела о банкротстве или до инициирования дела о банкротстве – не подлежит освобождению от долгов.
Законодатель предусмотрел механизм освобождения гражданина, признанного банкротом, от обязательств. Одним из элементов является добросовестность поведения гражданина, чтобы не допустить злоупотреблений в освобождении от долгов в качестве результата банкротства.
Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полно удовлетворить требования кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
Этим достигается баланс между социально-реабилитационной целью потребительского банкротства и необходимостью защиты прав кредиторов (определение Верховного Суда РФ от 23.01.2017 № 304-ЭС16-14541).
Сейчас мы кратко разберем основные случаи, при которых гражданин не будет освобожден от долгов.
Обстоятельства, связанные с недобросовестным поведением должника
1. Вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или
фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина ((п. 4 ст. 213.28 ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)»).
Например, должник был привлечен судом к ответственности по ч. 2 статьи 14.12 КоАП РФ или ст. 196 УК РФ за преднамеренное банкротство.
2. Гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина,
и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина (п. 4 ст. 213.28 ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)»).
К примеру, должник уклонился от передачи финансовому управляющему всех имеющихся у него банковских карт, сведений о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иных сведений, имеющих отношение к делу.
3. Доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о
банкротстве гражданина, последний действовал незаконно. В том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов
и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество (п.
4 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Пример 1. Должник принял на себя заведомо неисполнимые обязательства, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, в частности заключил кредитные договоры (договоры займа), исполнить обязательства по которым в силу недостаточности дохода был заведомо не в состоянии.
Пример 2. Должник совершил сделки, направленные на причинение вреда имущественным правам кредиторов, в частности по отчуждению безвозмездно своего имущества третьим лицам в преддверие своего банкротства.
Для установления вышеуказанных обстоятельств не требуется назначение (проведение) отдельного судебного заседания. Указанные обстоятельства могут быть установлены судом на любой стадии
дела о банкротстве должника в любом судебном акте, при принятии которого данные обстоятельства исследовались судом и были отражены в его
мотивировочной части (например, в определении о завершении реструктуризации долгов или реализации имущества должника).
В случае установления арбитражным судом одного из описанных выше обстоятельств в определении о завершении реализации имущества гражданина указывается на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств.
Указанные обстоятельства могут быть установлены судом и после вынесения определения о завершении процедуры банкротств гражданина. В этом случае по ходатайству
конкурсного кредитора, уполномоченного органа или финансового управляющего суд выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения
обязательств, если данные обстоятельства, не были и не могли быть известны заявителю на дату вынесения арбитражным судом определения о завершении
реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Такое заявление может быть подано указанными лицами в порядке и сроки, предусмотренные статьей 312 АПК РФ (пересмотр судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам). О времени и месте судебного заседания извещаются все лица, участвующие в деле о банкротстве, и иные заинтересованные лица.
Иные обстоятельства, влекущие неосвобождение гражданина от долгов
1. В случае повторного признания гражданина банкротом (в течение 5 лет с даты признания гражданина банкротом по предыдущему делу) по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина (п. 2 ст. 213.30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Например, гражданин был признан банкротом, освобожден от исполнения обязательств, о чем был вынесен судебный акт в 2017 г. В то же время в 2018 г. по заявлению его кредитора было инициировано очередное дело о банкротстве по новым долгам. По завершению этого очередного дела гражданин не будет освобожден от исполнения обязательств.
2. Кроме того, освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина (абзац 2 пункта 3 статьи 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
3. Гражданин-должник не освобождается от требований кредиторов по текущим платежам, а также по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о
выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с
личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (п. 5 ст.
213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Такие требования сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части.
Источник