Состав слова
Морфемика — это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.
Морфема — это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.
Значимые части слова
Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой — :
Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах
соль , сол ёный, сол ить, по сол ить, рас соль ник, разно сол ы;
корнем является -сол-, который содержит общий смысл родственных слов.
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :
тереть – про тереть,
врать – на врать,
город – при город.
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :
кот – кот ик ,
слон – слон ёнок ,
сад – сад ов ый.
Окончание слова
Окончание — это изменяемая часть слова, с помощью которой образуются формы слов. Окончания вместе с предлогами служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Окончание обозначается :
слон , слон ы , о слон ах .
Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.
Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:
горячо, тепло, стыдно;
метро, пальто, кофе.
Основа
Основа — это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :
соль , солён ый, солить , посолить , рассольник , разносол ы.
Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа — это основа, состоящая только из корня, например:
брак , дуб , умн -ый.
Производная основа — это основа, образованная из непроизводной основы. Например:
дуб → дуб-ок ,
лес → лес-ник .
Непроизводная основа, от которой образовано новое слово, называется производящей. Например, для слова
бисер- инк -а
производящей основой будет слово бисер , к которой присоединён суффикс -инк- .
Если основа содержит один корень, то она называется простой. Основа, содержащая несколько корней, называется сложной. Например:
Источник
Приемы выделения значимых частей слова
Разбор слова по составу (морфемный разбор, морфемный анализ) традиционно используется в начальной школе как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа [3, с.116]. Согласно «Примерной программе по русскому языку», соответствующей ФГОС НОО [9], в начальной школе ученики изучают и, соответственно, выделяют в словах корень, приставку, суффикс, окончание и основу [6, с.15-16]. Морфемный анализ вносит существенный вклад в формирование универсальных учебных действий (особенно логических познавательных УУД): анализ, синтез, сравнение, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство [2, с.30]. В процессе разбора слова по составу происходит взаимодействие различных уровней языка: фонологического, морфологического, словообразовательного, лексического. Это влияет на систематизацию знаний по языку, на комплексное применение совокупности языковых умений. Овладение разбором слова по составу способствует обогащению и уточнению словаря учащихся, развитию правильности, выразительности, образности речи, формированию навыков грамотного и безошибочного письма. Обращение к разбору слова по составу способно формировать интерес к языку, к культуре народа-носителя языка.
Основными задачами морфемного анализа являются:
1. Установление морфемного состава слова.
2. Нахождение слов, необходимых для сравнения с анализируемым словом: подбор однокоренных слов с разными приставками и суффиксами; обнаружение неоднокоренных слов с одной и той же приставкой или с одним и тем же суффиксом.
3. Разграничение форм одного и того же слова и однокоренных слов, а последних – от синонимов и антонимов.
Причины ошибок в разборе слова по составу
При формировании у младших школьников действия морфемного анализа слова необходимо учитывать типичные причины ошибок в разборе слова по составу [7, с.171-173]:
1. Форма и значение языковой единицы рассматриваются учениками в отрыве друг от друга. Т.е. при объяснении значения морфемы не указывается ее фонемный состав, при установлении буквенного состава морфемы не раскрывается ее значение.
2. Несформированность приемов выделения той или иной значимой части слова.
3. Смешение родственных слов и словоформ.
4. Плохая фонетическая подготовка.
5. Непонимание особенностей русской графики.
6. Неумение устанавливать словообразовательные связи.
7. Наличие «замаскированных» морфем. ( В первую очередь, имеется в виду обозначение звука [й`] «йотированными гласными»: игра[й`у]).
Приемы выделения значимых частей слова
Существенное место в разборе слова по составу занимают приемы выделения корня, окончания, приставки, суффикса.
Морфема имеет 2 взаимосвязанные стороны: внешнюю (звуковой состав) и внутреннюю (значение). Поэтому выделяют морфему в ряду слов, имеющих общность в значении и фонемном составе.
Для выделения корня необходимо подбирать и сравнивать однокоренные слова с целью распознавания их общей части. Т.Г.Рамзаева указывает на необходимость подбирать однокоренные слова с приставками и без приставок. Это нужно для того, чтобы избежать возможные ошибки: при подборе слов с одинаковой приставкой учащиеся могут включить ее в корень [4, с.221-222]. Кроме того, необходимо убедиться, что ученики точно понимают лексическое значение слова, которое подвергается морфемному анализу [5, с.125]. Таким образом, чтобы выделить корень, ученик, осознавая лексическое значение слова, подбирает ряд однокоренных слов с приставками и без приставок и выделяет их общую часть (корень).
Вычленение окончания как средства выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица сопряжено с определенными трудностями. По мере изучения частей речи школьниками усваиваются сведения об изменении той или иной части речи и, следовательно, совершенствуется умение находить в слове окончание. Общий способ нахождения окончания такой: а) изменение конкретных грамматических значений слова; б) сравнение исходной и полученных форм слова; в) нахождение изменившейся части (окончания) [7, с.179].
Раньше остальных форм слова школьники знакомятся с формой числа существительных, прилагательных, глаголов. Числовое значение – наиболее понятное для младших школьников грамматическое значение, поэтому учащиеся активно пользуются изменением слов по числам с целью выделения окончания. Позже учащиеся знакомятся с изменением прилагательных по родам. А в дальнейшем – со склонением имен существительных и прилагательных, со спряжением глагола. То есть усвоение материала о частях речи, об особенностях их изменения является условием правильного вычленения окончания в слове.
Е.Г.Шашкова подчеркивает, что на начальных этапах обучения морфемному анализу сравниваемые слова обязательно должны быть записаны. Запись позволит увидеть в формах слов общее (неизменяемую часть) и различное (изменяемую часть) [5, с.225].
Таким образом, чтобы выделить окончание ученик должен: а) изменить слово, исходя из его принадлежности к определенной части речи; б) сравнить формы слова; в) отделить изменяемую часть (окончание).
Для выделения приставки подбираются однокоренные слова с разными приставками и без приставок. При сравнении слов вычленяется часть перед корнем. Поскольку любая морфема (в том числе и приставка) выделяется путем подбора слов с общим семантическим признаком и одинаковым по фонемному составу отрезком, то эффективно подбирать слова с одной и той же приставкой (заиграть, зацвести, запеть и т.д.)
Но, как отмечает Т.Г.Рамзаева, операция подбора слов с одной и той же приставкой менее эффективна, чем подбор слов с разными приставками. «Объясняется это тем, что для подбора слов с одной и той же приставкой надо уже знать ее в слове» [4, с.222]. Для младших школьников это затруднительно, поскольку их опыт в выделении приставок еще недостаточный. Поэтому подбор неоднокоренных слов с одинаковой приставкой уместно использовать как доказательство того, что приставка выделена правильно. На данном этапе особенно важно руководство со стороны учителя. Педагог сможет предупредить неверный отбор слов (например, с омонимичными приставками), обратить внимание на общность в значении слов, которую привносит приставка, уточнить значение приставки и ее звуковой состав.
Таким образом, для нахождения приставки нужно: а) найти часть перед корнем; б) подобрать однокоренные слова с различными приставками и без приставок; в) выделить приставку; г) подобрать неоднокоренные слова с той же приставкой с целью проверки правильности выделения морфемы.
Выделение суффикса в слове – достаточно сложная для младшего школьника операция. В качестве доступного приема выделения этой морфемы Е.Г.Шашкова предлагает нахождение отрезка слова между корнем и окончанием [5, с.125]. Тем не менее, доступность этого приема не гарантирует правильное выделение суффикса. Для точного нахождения суффикса П.С.Жедек предлагает использовать операции подбора однокоренных слов с другими суффиксами и неоднокоренных слов с одним и тем же суффиксом [7, с.181]. Т.Г.Рамзаева считает, что эффективнее всего использовать наблюдения над словообразовательными связями: сравнивать производящее и производное слово (город – городской; гусь – гусенок и т.п.).
Использование комплекса указанных приемов приведет к точному нахождению суффикса в составе слова.
Нахождение неоднокоренных слов с одинаковыми суффиксами, обнаружение однокоренных слов с разными суффиксами, сопоставление производного и производящего слов с целью нахождения суффикса – достаточно сложная операция для ученика. Поэтому на первых этапах выделение суффикса проводится под руководством учителя. Для самостоятельного анализа слово дается только после того, как школьники уже наблюдали над данной моделью словообразования. Так, учащиеся сначала выясняют, что от существительных с помощью суффикса –онок-(-енок-) можно образовать существительные, называющие детенышей животных (кот – котёнок, заяц – зайчонок и т.п.), а позже самостоятельно разбирают по составу слова, типа гусёнок, оленёнок и др.
Таким образом, для выделения суффикса ученик определяет: а) часть слова между корнем и окончанием; б) слово, от которого образовалось данное; в) сравнивает слова и находит суффикс, с помощью которого образовалось слово. Также ученик под руководством учителя находит и сопоставляет однокоренные слова с разными суффиксами, а также неоднокоренные слова с одним и тем же суффиксом.
Выделение основы происходит сразу же после нахождения окончания и опирается на знание школьников о том, что основа – это часть слова без окончания. При обучении детей выделять основу учителю необходимо помнить, что формообразующие аффиксы не входят в основу слова. Принимая во внимание ограниченность материала для морфемного анализа, учитель начальных классов должен учитывать, что в основу слова не входят:
1) суффикс прошедшего времени глагола –л-;
2) суффиксы неопределенной формы глагола –ть-,-ти-;
3) постфиксы –ся,-сь, если они выполняют формообразующую функцию: слово может употребляться без –ся-(-сь-) или с его присоединением значение слова не меняется (строить- строиться).
При выделении той или иной морфемы в слове важно, чтобы школьник осознавал операции, которые он осуществляет.
Источник
Выделить эти значимые части образец
Морфемы
Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe — форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой.
По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).
Окончание — изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий — рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени — лица и числа, в прошедшем времени — рода и числа.
Нулевое окончание — окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил — на ед. ч. м. р.
Чтобы выделить окончание, следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.
Основа
Основа — часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .
Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).
Корень — главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег — бережок — береговой — прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.
Приставка, или префикс (от лат. praefixus — прикреплённый спереди) — служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый.
Суффикс (от лат. suffixus — прикрепленный, приколоченный) — служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать — привыкнуть, читатель.
Основа, равная корню, называется непроизводной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).
Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими.
Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро — утренний, знают — знающий, правда — неправда).
Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать — форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший — форма превосходной степени прилагательного чистый, писал — форма прошедшего времени глагола писать).
Источник
Значимые части слова
Каждое слово имеет в своем составе значимые части (морфемы), которые обладают определенными особенностями:
- Являются минимальной неделимой единицей слова;
- Имеют значение: грамматическое (словообразующее и словоизменительное) или лексическое;
- Выполняют свое значение только в составе слова (отдельно от слова сложно определить не только значение, но и даже к чему относится часть, например, к корню или к суффиксу: истец; ист-ец);
- Имеют четкое местоположение, изменение которого приводит к потере смысла слова (кот-ик, но не ик-кот);
- Воспроизводятся уже из созданных готовых единиц (не придумываются человеком).
К таким значимым частям слова относятся:
- Корень
- Приставка
- Суффикс
- Окончание
- Основа
Корень — самая важная часть, в которой содержится лексическое значение (можно узнать о каком предмете, качестве, признаке или свойстве идёт речь).
Примеры: Рыба, рыбный, рыбак («Рыб» — корень, который позволяет понять, что все слова связаны с позвоночным животным, живущим в воде.)
Корень может употребляться:
- Вместе со словообразующими частями (франц-уз; нос-и-ть; при-нос-и-ть)
- Без словообразующих частей (ком, сом, рот; несклоняемые: кофе, кенгуру, метро)
Приставка и суффикс имеют в основном словообразующее значение. И являются факультативными, то есть могут и не находиться в слове.
- стоит перед корнем (про-бежать);
- часто выполняет функцию образования новых слов (плыть — переплыть; комфорт — дискомфорт);
- редко выполняет функцию образования новых форм слова (наименьший).
Чаще всего приставочным способом образуются новые глаголы (вбежать, переехать, улететь).
Существуют слова, которые состоят из двух приставок: невозможно, безысходность.
- Стоит после корня или после другого суффикса (стол-ик; кус-оч-ек);
- Имеет словообразующее значение (учить — учительский);
- Имеет формообразующее значение;
- Может быть нулевым.
Чаще всего с помощью суффиксов образуются существительные («-ник»: ученик, лесник) и прилагательные («-ск»: деревенский, морской). Присоединение только суффикса к слову может изменить его принадлежность к определенной части речи (белый — белизна).
Формообразующие суффиксы служат для образования:
- Степеней прилагательных (краткий — кратчайший); (бежал — бежать);
- Глаголов прошедшего времени (смотреть — смотрел);
- Повелительного наклонения глагола (идти — идите);
- Причастий (петь — поющий) и деепричастий (встречать — встретив);
Нулевой суффикс также может выполнять функцию образования:
- слов — для существительных и прилагательных, образованных от глаголов, прилагательных и существительных (выходить — выход; золото — золотой); для числительных (тридцать — тридцатый); для наречий (жалеть — жаль).
- форм — для глаголов прошедшего времени единственного числа мужского рода (приносить — принес).
- Выполняет формообразующую функцию;
- Выражает значение рода, числа и падежа;
- Используется для связи слов в словосочетаниях и предложениях;
Интересный урок, красивая девушка, сильные спортсмены.
Окончания присутствуют только у изменяемых слов.
Существует значимое нулевое окончание. Его нельзя путать с отсутствием окончания, так как нулевое бывает только у изменяемых слов (Пример в слове «дом» нулевое окончание указывает на именительный или винительный падеж).
- Включает в себя все словообразующие части и корень (поговорка: основа «поговорк»);
- Содержит лексическое значение;
- Не содержит в своем составе окончание (куклу, кукле, куклой: основа «кукл»).
Для неизменяемых слов основа — это весь корень (какао: основа «какао»).
Источник
Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать
Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?
Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.
Что значит «наименьшая значимая часть слова»
Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.
Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.
Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:
- : леса, лесу, лесам, лесе. : лесок, лесной, лесник, лесистый.
- Приставки: подлесок.
Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».
Вот эта наименьшая часть – корень.
Как найти корень слова
Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».
Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:
- Почк – сразу думаете о почке или о почках.
- Почт – сразу подумали о почте.
- Почв – о почве.
80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.
У корней должно быть одинаковое лексическое значение
Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.
«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?
Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.
Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».
Про Бога
Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».
От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».
Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.
И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».
Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.
Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».
То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».
Однокоренные слова и формы слов – в чем разница
У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:
- Формы слова «дом»: дома, дому, домах, доме.
- Однокоренные слова: домишко (это уже маленький дом), домище (огромный), домик (опять маленький), домовая [книга] (связанная с домом).
Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.
Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.
А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.
Как проверять орфограммы в корнях
Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».
Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.
Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).
Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».
Корни с чередованием надо запомнить.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.
Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.
Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.
Источник